Самый большой самосвал в Мире!Самый грузоподъемный автомобиль в мире — это Liebherr T 282B, грузоподъемность 363 тонны, в 2008 году позволила занять ему 1 место, среди карьерных самосвалов. Это один из самых больших и самых мощных грузовиков в мире.
Модель самосвала называется T 282 B. Это не экспериментальный образец, а серийная машина, которая появилась весной 2004 года. Ее создатели рассчитывают продавать десятки таких гигантов-самосвалов ежегодно. Потенциальный рынок, по их расчетам, — 75 штук в год.
Полный вес самосвала Liebherr T 282 B составляет 592 тонны. Длина машины — 14,5 метров, ширина — 8,8 метра, а высота — 7,4 метра. Несмотря на столь внушительные параметры, самосвал может разгоняться до 64,4 километров в час и вполне безопасно останавливаться. Разумеется, как давно принято для сверхтяжелых карьерных самосвалов, трансмиссия здесь электрическая. То есть огромный дизель приводит электрогенератор, который питает тяговые электромоторы (их два, по одному на каждое заднее колесо). Однако в отличие от сопоставимых по размерам машин конкурентов здесь применена электрическая система на переменном токе. Пусть она более сложная и дорогая, но зато более экономичная, более легкая, намного более надежная и почти не нуждающаяся в обслуживании.
Liebherr Т 282 B — самый большой в мире грузовик с электромоторами переменного тока. Двигатели самосвала Liebherr предложены разные на выбор — или помощнее, или подешевле. Самый мощный движок — это 3650 «лошадок», «выращенных» совместными усилиями американской Detroit Diesel и германской MTU. Весит этот табун 10,5 тонн, цилиндров в двигателе 20, а рабочий объем мотора — 90 литров. Стоит добавить, что объем топливного бака у этого движущегося дома составляет 4 тысячи 730 литров.
Впрочем, разогнать такую гору — это полдела. Куда интереснее, как ее остановить. Основное торможение самосвала Liebherr происходит за счет работы электромоторов в режиме генераторов. При этом они вместе развивают тормозную мощность в 6030 лошадиных сил. Трудно представить аккумуляторы, способные впитать такой выброс энергии, потому, как ни грустно, вся она рассеивается в атмосфере на специальных реостатах. Обычные, похожие на автомобильные, тормоза у самосвала тоже есть. Собственно, это — дань безопасности, да и удерживать монстра на стоянке — тоже как-то нужно. Но вот в работу эти тормоза (дисковые, к слову, на всех колёсах) включаются лишь на скорости ниже 0,8 километра в час. При этом тормозами управляет компьютер, мягко останавливая машину, замедленную электрической системой, и удерживая ее на месте, даже если водитель отпустил педаль тормоза. Небольшой уклон можно и не заметить. Представьте, что было бы, если бы машина начала бы потихоньку разгоняться, после того, как водитель покинул ее?
Кстати, и управлять самосвалом Liebherr на склонах карьера благодаря электронике не так уж сложно — в состав системы управления входит «круиз-контроль», не позволяющий машине разгоняться под гору или напротив — автоматически добавляющий мощности на подъеме. Чтобы закончить с управлением, добавим, что в повороте автоматика подает больше тяги на внешнее заднее колесо и ограничивает тягу колеса внутреннего по отношению к повороту, облегчая маневр монстра. Не меньших усилий потребовало от инженеров создание рамы, поддерживающей кузов с породой (общая его масса, вместе с «железом», превышает 400 тонн). Тут есть ряд оригинальных вещей. Например, сложная схема подвески кузова самосвала, включающая скручивающиеся трубы, сглаживающие напряжения деформации, которые возникают при загрузке машины и её поездке. К этому нужно добавить продуманное сочетание литых и прокатных деталей из высокопрочной стали и еще — 100-процентный ультразвуковой контроль сварки. После этого уже не приходится удивляться гарантии на раму в 60 тысяч часов. Из других особенностей самосвала Liebherr нужно отметить второе (пассажирское) кресло в кабине и дисплей вместо традиционной панели приборов, на который может выводиться масса информации (о работе двигателя, о загрузке машины, о неисправностях и так далее) и сами «классические» приборы, например, изображение аналогового спидометра со стрелкой и круглой шкалой. Учитывая, сколько ступеней нужно преодолеть, чтобы попасть в кабину, инженеры придумали еще одну полезную во многих случаях фишку — выключение двигателя и обесточивание машины кнопкой, расположенной внизу, близ земли. На фоне таких приятных мелочей настоящей загадкой является факт, что высокомощные противотуманные фары, кондиционер и CD-плеер предлагаются опционально. И это на машине, которая стоит 3 миллиона долларов. Не понять нам немецкого подхода к экономии.
Американский конкурент!
Впервые огромных размеров самый большой грузовик в мире был построен GM, который оправдывал свое название — Terex Titan. Он был построен еще в 1978 году в единственном экземпляре и на сегодняшний день он уже не является самым вместимым в мире, однако его размеры до сих пор поражают.
Вес машины составляет 235 тонн, максимальная грузоподъемность 315 тонн. Чтобы перемещать такую массу нужен мощный двигатель. На большом грузовике Terex Titan установлен 16 цилиндровый двигатель мощностью 3300 л.с., работающем вместе с генератором, который подает электричество на четыре мотора, находящихся на каждом из задних колес. Объем двигателя составляет 169,5 литров, высота машины 6,9 метра, длина 20 метров.
В данный момент в прошлом самый большой грузовик в мире находиться в городе Спарвуд (в Британской Колумбии, Канада), в качестве экспоната-памятника на открытом воздухе. Эта огромная техника проработала до 1990 года, когда ее эксплуатация на угольных шахтах была завершена.
Изначально его хотели разрезать на металлолом, однако местные энтузиасты, спасли грузовик от этой участи и было решено выставить его на всеобщее обозрение. Во время реставрации, был удален двигатель и продан на запчасти, поэтому передвигаться машина не может.
ссылка на мате..
далее